Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/488"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
против Бога, а повиноваться божественному учению. За­
тем, какое основание вечное мучение понимать как огонь
продолжительного времени, а вечную жизнь — как жизнь
без конца, когда Христос в одном и том же месте, в од­
ном и том же приговоре о том и другом сказал: "И пой­
дут сии в муку вечную, а праведники в^жизнь вечную"
(Мф. XXV, 46)? Если то и другое вечно, то очевидно,
что то и другое нужно понимать или как продолжитель­
ное, но конечное, или же как постоянное и бесконечное.
То и другое соотносятся друг с другом как равные, поэ­
тому как мучение, так и жизнь — вечны. Но говорить:
"Вечная жизнь будет без конца, а наказание вечное будет
иметь конец", — совершенная нелепость. Отсюда, так как
вечная жизнь святых будет без конца, то для тех, для
кого назначено будет вечное наказание, наказание это,
без всякого сомнения, также не будет иметь конца.
Глава XXIV
Этот довод имеет силу и против тех, которые, защищая
самих себя, осмеливаются идти против слов Божиих, как
бы движимые большим милосердием, т. е . представляют
дело так, что если Бог говорит, что люди будуг страдать,
то слова эти истинны в том смысле, что люди заслужива­
ют страдания, а не в том, что они будут страдать (дейст­
вительно). Ибо, говорят, Бог помилует их по молитвам
святых Своих, которые тогда тем более будут молиться за
врагов своих, чем более будут святыми, и молитва их,
когда они не будут уже иметь никакого греха, будет тем
действительнее и достойнее внимания Божия. Почему же
при этой совершеннейшей святости и будучи в состоянии
своими чистейшими и милосерднейшими молитвами все
вымолить, святые не будут молиться и за ангелов, для
которых приготовлен вечный огонь, дабы Бог смягчил и
для них приговор Свой, сделал их лучше и освободил от
этого огня? Или, может быть, отыщется кто-нибудь такой,
кто и это сочтет возможным, утверждая, что и святые
ангелы вместе со святыми людьми, которые тогда будут
486