Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
ство в небесном царстве. Но они видели, что не может
быть пустым и бессильным божественный приговор, ко­
торый Господь, как сам Он предсказал, произнесет на
суде: "Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уго­
тованный диаволу и ангелам его" (Мф. XXV, 41), —
приговор, показывающий, что диавол и ангелы его будут
гореть в вечном огне. Видели также, что не может быть
бессильным и написанное в Апокалипсисе: "А диавол,
прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где
зверь и лжепророк,
и будут мучиться день и ночь во
веки веков" (Апок. XX, 10). Там сказано — "вечный",
здесь — "веки веков"; выражения эти на языке священ­
ного Писания означают обыкновенно только время, не
имеющее конца. Поэтому в объяснении, почему истин-
нейшее благочестие считает твердым и непреложным, что
диавол и его ангелы не будут участниками праведности и
жизни святых, не может быть указано иной более пра­
вильной и очевидной причины, кроме слов Писания,
никого не обманывающего, что Бог не пощадил (II Пет.
II, 4) и присудил их держать пока связанными в темни­
цах подземного мрака и наказать на последнем суде, когда
их примет вечный огонь, в котором они будут мучиться
во веки веков. А если так, то каким образом можно
думать, что от вечности этого мучения, после того или
иного времени, освободятся люди, все ли то, или же
некоторые, не ослабляя тем верования, что наказание
демонов будет вечным? Если те, которым будет сказано:
"Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготован­
ный диаволу и ангелам его", все ли то, или же только
некоторые будут в этом огне не вечно, то почему же нам
следует думать, что вечно будут в нем диавол и его анге­
лы? Разве приговор Божий, который произнесен будет
одинаково для злых ангелов и людей, по отношению к
ангелам будет истинным, а по отношению к людям —
ложным?
Так, конечно, было бы, если бы силу имело не то,
что сказал Бог, а то, что измышляют люди. Но так как
этого быть не может, то пока есть время, желающие
избежать вечного наказания должны не аргументировать
485