Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
сам Судья живых и мертвых упомянул, что как стоящим
направо, которым Он дарует вечную жизнь, так и стоя­
щим налево, которых осудит на вечное наказание, Он
будет говорить только о делах милосердия, совершенных
или не совершенных (Мф. XXV, 34). К этому же, говорят
они, относится и ежедневное прошение молитвы Господ­
ней: "Прости нам долги наши, как и мы прощаем дол­
жникам нашим" (Мф. VI, 12). Ибо тот творит, конечно,
милость, кто прощает грех согрешившему пред ним. Сам
Господь объяснил это, говоря: "Если вы будете прощать
людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Не­
бесный; а если не будете прощать людям согрешения их,
то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Мф.
VI, 14, 15). Таким образом, слова апостола Иакова, что
суд будет без милости для того, кто не творит милости,
относятся и к этому роду милости. Между тем, говорят,
Господь сказал: "Если и вы простите людям, простит и
вам Отец ваш грехи ваши", не указывая, большие ли это
грехи, или малые. Отсюда, полагают, даже и тем, которые
до самого последнего дня своей жизни живут погибель­
но, ежедневно в силу этой молитвы прощаются все грехи
их, каковы бы они ни были, как и сама эта молитва
произносится ежедневно, лишь бы только они взяли за
правило прощать от сердца всякий раз, когда просят у
них милости те, которые повредили им каким-нибудь
грехом. Когда я, с помощью Божией, отвечу на все (эти
возражения), тогда и конец настоящей книге.
Глава XXIII
Прежде всего надо решить, почему Церковь отвергла
разглагольствования людей, обещающих очищение или по­
милование диаволу, хотя бы и после великих и самых
продолжительных мучений. Столь многие святые и све­
дущие в ветхих и новых священных книгах мужи нимало
не завидовали тому, что те или иные, сколько бы их ни
было, ангелы после таких или иных, как бы они ни были
велики или малы, наказаний получат очищение и блажен-
484