Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/485"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
Глава XXI
А есть такие, которые в виду написанного: "Претер­
певший же до конца спасется" (Мф. XXIV, 13), обещают
это спасение только оставшимся в католической церкви,
хотя и живущим в ней порочно, а именно — спасение
через огонь по заслуге спасительного основания, о коем
говорит апостол: "Ибо никто не может положить другого
основания, кроме положенного, которое есть Иисус Хрис­
тос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра,
драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого
дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне
открывается, и огонь испытывает дело каждого, каково
оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот по­
лучит награду; а у кого дело сгорит, тот потерпит урон;
впрочем сам спасется, но так, как бы из огня" (I Кор.
III, 11 — 15). Таким образом, говорят, христианин-като­
лик имеет в основании Христа, какового основания не
имеет ни одна ересь, отделившаяся от единства Его тела.
Ради этого-то основания, хотя бы христианин-католик жил
и порочно, как бы надстраивая дерево, сено, солому, он,
полагают, будет спасен посредством огня, т. е. помилован
будет после мучений в том огне, на какой осуждены будут
на последнем суде порочные.
Глава XXII
Встречал я и таких, по мнению которых мучиться в
вечном огне будут только лишь те люди, которые не за­
ботятся во искупление своих грехов творить дела мило­
сердия по слову апостола Иакова: "Суд без милости не
оказавшему милости" (Иак. II, 13). Следовательно, говорят
они, кто творит милость, к тому, хотя бы он в своем
поведении и не делался лучшим, а при делах милосер­
дия жил непотребно и нечестиво, суд будет милостивым,
так что он или совсем не подвергнется осуждению, или
же будет освобожден от этого осуждения после долгого
или короткого времени. Поэтому-то они полагают, что
483