Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
дут тех, которые эту безнаказанность сулят даже князю
демонов и его свите.
Глава XIX
Есть и другого рода обещающие освобождение от веч­
ного наказания, но не всем людям, а только омытым
крещением Христа, которые делаются причастниками тела
Его, как бы они ни жили, в какой бы ереси и нечестии
ни находились, ради того, что говорил Иисус: "Хлеб же,
сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я

хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет
жить вовек" (Иоан. VI, 50, 51). Таким образом, говорят,
они необходимо избавляются от вечной смерти и непре­
менно приводятся к вечной жизни.
Глава XX
Есть и такие, которые обещают это не всем, имеющим
крещение Христа и таинство Его тела, а одним лишь
католикам, хотя бы они жили и дурно, потому-де, что не
в таинстве только, а самим делом они вкусили тело
Христово, будучи причастными тому телу Его, о котором
говорит апостол: "Один хлеб, и мы многие одно тело;
ибо все причащаемся от одного хлеба" (I Кор. X, 17);
так что хотя бы впоследствии они и впали в какую-либо
ересь или даже в языческое идолопоклонство, но поскольку
получили крещение Христа и вкушали Его тело в теле
Христовом, т. е . в католической церкви, они не умрут
навечно и непременно наследуют вечную жизнь; и как
бы велико ни было их нечестие, оно будет иметь значение
не по отношению к вечности мучений, а по отношению
к их продолжительности и силе.