Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
предрек безо всякого условия, не исполнилось. Он не
сказал: "Ниневия истребится, если (жители ее) не покают­
ся и не исправятся", но предвозвестил истребление этого
города, не сделав такого добавления. Эту угрозу они
считают истинною потому, что Бог предрек то, чего (ни-
невитяне) заслуживали действительно, хотя и не допустил
исполниться Своей угрозе. Ибо, говорят, хотя Он пощадил
уже покаявшихся, но Он несомненно знал, что они пока­
ются, и тем не менее безусловно и решительно предрек,
что истребление это было предсказано на основании стро­
гости, потому что они того заслуживали; но оно не по­
следовало в силу милосердия, которого Бог не затворил
в Своем гневе, пощадив повинившихся от наказания, ка­
ким угрожал строптивым. Если же, говорят, Бог оказал
пощаду тогда, когда этой пощадой опечалил Своего свято­
го пророка, то не тем ли более щедрую пощаду окажет
Он тогда, когда о пощаде будут Его молить все святые?
Но об этом, предположение о чем строят они в своем
уме, священное Писание, по их мнению, умолчало пото­
му, чтобы многие под страхом временных или даже веч­
ных наказаний исправились, и чтобы таким образом бы­
ло кому молиться за тех, которые не исправились.
Впрочем, они не думают, чтобы божественные Писа­
ния молчали об этом совершенно. Ибо как, говорят они,
понимать слова: "Как много у Тебя благ, которые Ты
хранишь для боящихся Тебя" (Пс. XXX, 20), если не так,
что эти многие блага божественного милосердия были
сокрыты ради страха? Поэтому, прибавляют, и апостол
сказал: "Всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех
помиловать" (Рим. XI, 32), давая понять, что Им никто
не будет осужден. Впрочем, и придерживающиеся этого
мнения не простирают его до помилования или освобож­
дения от всякого наказания диавола и его ангелов. Свое
человеческое милосердие они простирают только на одних
людей, а главным образом имеют в виду себя самих, суля
под видом всеобщего милосердия к человеческому роду
обманчивую безнаказанность своим погибельным нравам;
поэтому в проповеди о милосердии Божием они превзой-
481