Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Глава XVIII
Есть и такие (я сам в своих беседах имел дело с
подобными людьми), которые, по-видимому, питая ува­
жение к священным Писаниям, по своему поведению не
заслуживают одобрения, и, защищая себя, приписывают
Богу гораздо большее милосердие к человеческому роду,
чем вышеупомянутые. Они говорят, что хотя о людях
порочных и неверующих в Писании и сказано, что они
достойны мучения, но когда дело дойдет до суда, победит
милосердие. Милосердный Бог, говорят они, помилует их
по молитвам и ходатайству Своих святых. Ибо, если свя­
тые молились за них тогда, когда видели в них врагов,
то не тем ли более будут молиться за них, когда увидят
их униженными и покорными? Ведь нельзя же допустить,
чтобы святые были чужды чувству милосердия тогда, когда
будут преисполнены совершеннейшей святости, чтобы они,
молившиеся за своих врагов, когда и сами не чужды были
греха, не стали молиться за своих просителей, когда не
будут уже иметь никакого греха. Разве Бог не послушает
тогда молений стольких и таких сынов Своих, когда в
этой святости их не будет встречать ничего, что затрудня­
ло бы их моления? И как те, которые допускают, что
неверующие и недостойные люди претерпевают муки в
продолжении долгого времени, и после того освобождают­
ся от всех зол, так особенно часто эти в свою защиту
ссылаются на свидетельство псалма, в котором говорится:
"Неужели Бог забыл миловать? Неужели во гневе затворил
щедроты Свои?" (Пс. LXXVI, 10). Гнев Его, говорят они,
выражается тем, что все недостойные вечного блаженства
будут самим Судьею осуждены на вечное наказание. Но
если Бог допустит это наказание на долгое или на какое
бы то ни было время, Он во всяком случае должен будет
для этого в Своем гневе затворить Свои щедроты; чего,
как говорит псалом, Он не сделает.
Угрозу суда Божия, хотя и никто не будет осужден,
они считают угрозою не ложной точно так, как мы не
можем назвать ложной изреченную Богом угрозу, что он
истребит город Ниневию (Ион. III, 4); хотя то, что Он
480