Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/481"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
же некоторые из них мучиться будут не вечно, а после
известного пространства времени, более или менее про­
должительного, смотря по свойствам грехов каждого, будут
освобождены от этих мучений. В этом случае милостивее
других был Ориген, который полагал, что даже сам диа-
вол и его ангелы, после более продолжительных и тяжких
наказаний сообразно заслуженному, будут освобождены от
этих мук и присоединены к святым ангелам. Но отчасти
за это, отчасти за кое-что другое, в особенности же за
мнение о беспрестанно чередующихся блаженствах и зло-
получиях и бесконечно повторяющихся через определен­
ные промежутки веков переходах и возвратах от блажен­
ства к злополучиям и наоборот, Ориген был отвергнут
церковью, и вполне заслуженно, так как на самом деле
не оказался и милосердным, потому что усвоял святым
состояния истинно-злополучные, когда они претерпевают
муки, и ложно-блаженные, когда они не имеют истинного
и безмятежного, т. е. чуждого всякого страха, наслаждения
вечным благом.
Совершенно иначе под влиянием человеческого сост­
радания погрешает милосердие тех, которые считают зло­
получия людей, осужденных на последнем суде, времен­
ными, и даже для всех них, рано или поздно имеющих
получить помилование, допускают вечное блаженство. Ес­
ли это второе мнение потому хорошо и верно, что мило­
сердно, то его нужно было бы считать тем лучше и вернее,
чем оно милосерднее. Пусть же источник этого милосер­
дия распространится и прольется и на осужденных анге­
лов, которые, хотя и после длинного ряда веков, но дол­
жны же быть помилованы. Почему же он, распространяясь
на всю человеческую природу, должен отчасти иссякнуть,
когда доходит до ангельской? Но они не осмеливаются
простирать своего милосердия далее сказанного и не до­
водят его до помилования самого диавола. Правда, некто
был более смелым и превзошел их; за то, как оказалось,
он впал в тем более грубое и превратное заблуждение
против прямого слова Божия, чем более считал себя
милостивым.
16 3ак. 3601
479