Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
емыми добродетелями людьми, в которых царствует гор­
дость и гибельная надменность самоуслаждения. Отсюда,
пороки должны считаться побежденными тогда, когда они
побеждаются любовью к Богу, сообщаемой только самим
Богом и только через Ходатая Бога, человека Иисуса
Христа, Который сделался причастным ц^шей смертнос­
ти, чтобы мы были причастны Его божеству. Весьма
немногие так счастливы, что с самой юности своей не
совершают никаких достойных осуждения грехов, заклю­
чающихся в позорных поступках или преступлениях, или
же в каком-либо непотребном и нечестивом заблуждении,
а все, к чему только могло склонить их плотское удово­
льствие, подавляют изобильно сообщенными силами духа.
Наибольшая же часть людей с принятием обязательств
закона сначала побеждаются преобладающими пороками и
делаются нарушителями закона, и только тогда уже прибе­
гают к помощи благодати и при ее посредстве, путем бо­
лее искреннего раскаяния и более настойчивой борьбы
становятся победителями, подчинив сперва свой ум Богу,
а потом уму — плоть. Итак, всякий, кто хочет избежать
вечных мучений, должен не только креститься, но и
оправдаться во Христе, и, таким образом, перейти от
диавола к Христу. Относительно же очистительных нака­
заний должно думать, что если они и будут, то во всяком
случае будут ранее того последнего и страшного суда. Не
следует, впрочем, отрицать, что и сам тот вечный огонь,
смотря по заслугам, для одних из грешников будет легче,
а для других — тяжелее, вследствие ли того, что его сила
и жар будут различны, смотря по заслуженному каждым
наказанию, или же жечь он будет одинаково, но не с
одинаковой мучительностью будет ощущаться.
Глава XVII
Теперь считаю необходимым обратиться со своей речью
и с мирным рассмотрением уже к нашим милостивцам,
по мнению которых или все люди, коих правосуднейший
Судья найдет заслуживающими гееннского наказания, или
478