Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/48"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
с волею доброй. Сотворенный добрым, он, полагаясь на
помощь Божию, победил бы злого ангела, но, довольствуясь
в гордыне самим собой, он оставил Творца и был побежден.
Таким образом, преступление его состояло в превратной
воле, отвернувшейся от Творца. Но разве это было в его
власти, чтобы даже довольствуясь собой он^мог уклониться
от благодеяний божественной благодати? Как не в нашей
власти продолжать жить во плоти без надлежащего ее
питания, но не жить в ней — в нашей власти, так же
и жить хорошо без помощи Божией, хотя бы и в раю,
не было во власти, но было во власти жить дурно.
Итак, хотя Бог и знал о будущем падении человека,
какие бы могли быть причины, по которым Он не позволил
бы коварству завистливого ангела искусить его? Зная о
том, что он будет побежден, Бог также знал наперед, что
тот же самый диавол при содействии благодати Божией
будет побежден семенем человеческим еще с большею
славою для святых. Таким образом, и от Бога ничего не
укрылось, и своим предведением Он никого не принудил
ко греху. Но кто осмелится подумать или сказать, что не
во власти Божией было, чтобы не пали ни ангел, ни
человек? Но Он предпочел не отнимать у них самих власти
на это, и, таким образом, показать, сколько зла может
наделать их гордость, и сколько добра — Его благодать.
Глава XXVIII
Итак, два града созданы двумя родами любви: земной

любовью к себе, дошедшею до презрения к Богу,
небесный — любовью к Богу, дошедшей до презрения к
себе. Первый полагает славу свою в самом себе, второй

в Господе. Ибо тот ищет славы от людей, а для этого
величайшая слава — Бог, свидетель совести. Тот в славе
своей возносит главу, а этот говорит Богу своему: "Ты,
Господи, слава моя, и Ты возносишь голову мою" (Пс.
III, 4). Тем правит похоть господствования, в этом служат
друг другу по любви. Тот любит в своих лучших людях
свою же силу, а этот говорит: "Возлюблю Тебя, Господи,
48