Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/479"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
нет уже никакой надежды на такое благо, то мы должны
лучше оставаться в тягостном состоянии этой борьбы, чем
без борьбы допустить порокам возобладать над собою.
Глава XVI
Впрочем, милосердие Божие к сосудам милосердия,
предуготованным к славе, так велико, что даже первый
возраст человека, т. е . младенчество, подчиняющееся пло­
ти без всякого сопротивления, и второй, называемый дет­
ством, в который разум еще не начал борьбы с плотью
и находится под влиянием почти всех порочных удо­
вольствий, так как дитя по слабости ума еще не способно
к наставлению, хотя уже владеет даром слова и вышло
из младенчества, — даже эти два первых возраста, если
они приняли таинства Ходатая, т. е. переведены от власти
тьмы в царство Христово, хотя бы и умерли в этих летах,
не только не предназначаются к вечным мукам, но даже
не претерпевают после смерти никаких очистительных
наказаний. Для них достаточно одного духовного возро­
ждения, чтобы после смерти не вредило им то обстоя­
тельство, что плотское рождение сопряжено со смертью.
Но коль скоро дитя вступает в возраст, в котором начи­
наются обучение и возможность подчинения закону, оно
должно начинать борьбу с пороками и вести ее настой­
чиво, чтобы не склониться к грехам, уже заслуживающим
осуждения. И если эти пороки привычкой к победам еще
не усилились, они легко побеждаются и уступают, а если
привыкли побеждать и властвовать, то победа над ними
становится весьма трудной. Истинно эта победа достига­
ется только при условии услаждения истинной правед­
ностью, которая существует лишь в Христовой вере. Ибо
раз повелевающий закон существует, а в духе нет соот­
ветствующего ему расположения, то запрещение подстре­
кает греховное желание, и когда оно побеждает, — ви ­
новность и в нарушении закона.
С другой стороны, бывают случаи, когда самые явные
пороки побеждаются другими скрытыми пороками, счита-
477