Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
а пока ходили в надежде и, со дня на день совершенст­
вуясь, умерщвляли духом дела плотские (Рим. VIII, 13).
Ибо "познал Господь Своих" (II Тим. II, 19); и "все,
водимые Духом Божиим, суть сыны Божий" (Рим. VIII,
14). Но (сыны Божий) по благодати, а не по природе.
По природе есть только один Сын Божий, ради нас по
милосердию сделавшийся Сыном Человеческим, чтобы мы,
будучи по природе сынами человеческими, стали по бла­
годати сынами Божиими. Ибо, оставаясь неизменным, Он
принял от нас нашу природу, чтобы в ней воспринять
нас, и непреложно сохраняя Свое божество, сделался при­
частным нашей слабости, чтобы мы, изменившись на
лучшее, совлекали свое смертное и греховное состояние
через общее с Ним, бессмертным и праведным, дополняя
это добро в благости Его природы высшим добром. Ибо
как через одного согрешившего (Рим. V, 12) мы дошли
до столь великого зла; так через одного и того же
оправдывающего, человека и вместе — Бога, достигаем
столь великого блага.
Никто не должен считать себя перешедшим от первого
к последнему до тех пор, пока не будет там, где не будет
уже никакого искушения, пока не достигнет мира, прио­
бретаемого ценою многих и разнообразных подвигов этой
брани, в которой плоть желает противного духу, а дух —
противного плоти (Гал. V, 17). Подобной брани никогда
не было бы, если бы человеческая природа силою свобод­
ной воли устояла в той правоте, в которой была сотворе­
на. Но не захотев оставаться в мире с Богом, когда была
блаженною, ныне, потеряв блаженство, она враждует сама
с собою. И однако, хотя существует в настоящее время
эта плачевная вражда, она все же лучше, чем предыдущая
история человечества. Гораздо лучше, конечно, когда бо­
рются с пороками, чем когда без всякой борьбы остаются
в подчинении у них. Лучше, говорю, война с надеждой
на вечный мир, нежели плен без всякой мысли об
освобождении. И мы желаем избавиться от этой войны,
горим огнем божественной любви к приобретению того
строжайшим порядком исполненного мира, где низшее
непреложно подчинено высшему. Но если (не дай Боже!)
476