Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
вергнутые им исправляются. Все же другие мучения, как
временные, так и вечные, божественным промыслом —
как и должен каждый смотреть на них — ниспосылаются
или за грехи как прошлые, так и те, в которых еще живет
наказуемый, или же для упражнения и обнаружения добро­
детелей, — ниспосылаются при посредстве людей и анге­
лов, как добрых, так и злых. Ибо если кто-нибудь терпит
нечто злое по непотребству или ошибке другого, грешит
в этом случае человек, который по невежеству или по
несправедливости учиняет кому-нибудь что-нибудь злое, а
не Бог, который по справедливому, хотя и сокровенному
определению это попускает. Но временные мучения пре­
терпевают одни только в настоящей жизни, другие после
смерти, а некоторые теперь и тогда, но во всяком слу­
чае раньше оного строжайшего и последнего суда. И те,
которые претерпевают временные муки после смерти, не
все идут в вечные мучения, имеющие быть после этого
суда. Ибо, как я сказал выше, некоторым прощается в
будущем веке то, что не прощается в настоящем (Мф.
XII, 32), т. е. они не будут подвергнуты нескончаемым
мучениям будущего века.
Глава XIV
Между тем, в высшей степени редки люди, которые
не несли бы наказаний в настоящей жизни, а только
лишь после нее. Однако, мы и сами знали, и от других
слышали, что были такие, которые до самой глубокой
старости не болели даже самой легкой лихорадкой и
провели всю жизнь спокойно; хотя обыкновенно жизнь
смертных есть уже сама по себе непрерывное наказание,
потому что она — непрерывное искушение, как называют
ее священные книги, в коих написано: "Не искушение
ли жизнь человеку на земле?" (Иов. VII, 1). И действитель­
но, немалое наказание составляет одно только неразумие
или невежество, которое считается до такой степени заслу­
живающим презрения, что учиться какому-либо ремеслу
или грамоте заставляют детей посредством мучительных
474