Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/474"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
Глава XII
Но вечные мучения на человеческий взгляд потому
кажутся жестокими и несправедливыми, что при настоя­
щем расслаблении смысла смертных нет у нас того чувст­
ва высочайшей и чистейшей мудрости, которое позволило
бы нам осознать, какое безмерное преступление соверше­
но было нашими прародителями. Ибо чем большим пра­
родитель пользовался от Бога, с тем большим нечестием
оставил Бога и сделался достойным вечного зла, сам по­
губив то благо, которое могло быть вечным. За это осужде­
на вся масса человеческого рода, потому что учинивший
это впервые наказан со всем потомством, которое в нем
коренилось, так что от этого справедливого и заслуженно­
го наказания никто не освобождается иначе, как милосер­
дной и незаслуженной благодатью; и род человеческий
распределяется таким образом, что на некоторых откры­
вается вся сила благодати, на остальных же — вся сила
правосудного отмщения. А то и другое на всех не откры­
вается, потому что, если бы все оставались в состоянии
наказания вечным осуждением, ни на ком не проявилась
бы милосердная благодать Искупителя; с другой стороны,
если бы все возводились от тьмы к свету, ни на ком не
осуществилась бы строгость отмщения. Но в последнем
состоянии находится гораздо большее число, чем в первом,
чтобы видно было, чему должны были бы быть повинны
все. Если бы это состояние было уделом всех, то и в та­
ком случае никто не имел бы права упрекать правосу­
дие Бога-Отмстителя; а если от него столь многие осво­
бождаются, то пусть они воздают великую благодарность
за этот незаслуженный дар Бога-Освободителя.
Глава XIII
Между тем платоники, хотя и полагают, что никакие
проступки не должны оставаться безнаказанными, но ду­
мают, что все мучения, определяемые как человеческими,
так и божественными законами, своею целью имеют исп-
472