Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
заниям? Ибо вечными они не могут быть потому, что
сама жизнь, которая ими наказывается, не простирается
в вечность; тем не менее преступления, подвергнутые
продолжительным наказаниям, совершаются в самое ко-
•роткое время; и нет такого человека, который бы думал,
что наказания преступников должны оканчиваться так же
скоро, как скоро совершается человекоубийство, или пре­
любодеяние, или святотатство, или иное какое-нибудь зло­
действо, но всякий полагает, что каждое из них должно
быть измеряемо не продолжительностью времени, а вели­
чиной непотребства и нечестия. А когда кто-либо нака­
зывается за какое-нибудь великое преступление смертью,
разве законы считают наказанием время умерщвления,
которое весьма коротко, а не то, что наказуемый навеки
исключается из общества живых?
Между тем, удаление людей из настоящего смертного
града через наказание путем первой смерти равносильно
удалению людей из бессмертного града через наказание
путем второй смерти. Ибо как законы настоящего града
не призывают умерщвленного снова к жизни, так же точно
и законы того града не призывают осужденного на вторую
смерть к вечной жизни. Каким же образом, говорят,
истинны слова вашего Христа: "Какою мерою мерите, та­
кою же отмерится и вам" (Лук. VI, 38), если временный
проступок наказывается вечным наказанием? В этом слу­
чае они не обращают внимания на то, что об одной и
той же мере сказано не в смысле равного протяжения
времени, а в смысле взаимности зла, т. е. в том смыс­
ле, что совершающий зло его же и терпит. Впрочем, сло­
ва Господа можно понимать в применении к тому пре­
дмету, о котором Он говорил, произнося эти слова, а
именно: о судах и осуждениях. Так, кто судит и присуж­
дает неправильно, когда судится и осуждается правильно
сам, получает хотя и не то, что дал другим, но тою же
самою мерой. Он дал путем суда, от суда и терпит, хотя
через осуждение оказал несправедливость, а сам терпит
уже по справедливости.
471