Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
ему жизни. Ибо для тех и других будет один огонь, как
изрекла сама Истина (Мф. XXV, 41).
Глава XI
Равным образом, некоторые из тех, против которых мы
защищаем град Божий, находят несправедливым, чтобы за
грехи, как бы велики они ни были, но совершенные в
короткое время, кто-либо был бы осужден на вечные
мучения; как-будто когда-нибудь справедливость какого-
нибудь закона стремилась к тому, чтобы каждый нес
наказание в продолжение именно того времени, в течение
которого он совершил то, за что наказывается. Туллий
пишет, что в законах указываются восемь родов наказа­
ний, именно: штраф, тюрьма, телесное наказание, воз­
мездие, лишение чести, ссылка, смерть, рабство. Какое
же из этих наказаний, соответственно скорости преступ­
ления, определяется на такое короткое время, чтобы отбы­
валось в течение такого же срока, в какой совершено
преступление? Исключение может составлять разве что
возмездие. Отсюда и изречение закона: "Глаз за глаз, зуб
за зуб" (Исх. XXI, 24).
Дело, конечно, возможное, что каждый по суровому
закону мести лишается глаза в такое же короткое время,
в какое сам учинил это другому. Но если за поцелуй
чужой жены подвергнуть телесному наказанию, то упот­
ребивший на поцелуй одно мгновение разве не чувствует
боли от ударов в течение нескольких часов, и приятность
мимолетного удовольствия разве не наказывается про­
должительным страданием? А в тюрьме разве каждый
осуждается отсидеть столько времени, сколько им было
употреблено на совершение того, за что он заслужил за­
ключение, когда считается, например, делом вполне спра­
ведливым, если подвергается многолетнему заключению в
кандалы раб, нанесший господину оскорбление словом
или действием? А штраф, бесчестие, ссылка, рабство, не
смягчаемые никакою милостью, разве в пределах насто­
ящей жизни не представляются подобными вечным нака-
470