Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
можем сказать, что материальный огонь удивительным для
нас, но тем не менее действительным образом может слу­
жить наказанием и для бестелесных духов, когда души
людей, будучи тоже бестелесными, как в настоящее время
заключены в телесные члены, так и тогда будут связаны
неразрывно узами своего тела? И не имея никаких тел,
духи демонов или лучше — духи-демоны, хотя и бестелес­
ны, привлекутся к мучениям посредством материальных
огней; не так, разумеется, чтобы эти огни, к которым де­
моны будут привлечены, сами одушевлялись через сопри­
косновение с ними и становились животными, состоящи­
ми из тела и духа, а, как я сказал, удивительным и
необъяснимым образом получая от огней наказание и не
давая им пищи. Ибо ведь и тот способ, каким души
соединяются с телами и становятся животными, в полном
смысле слова удивителен и решительно непонятен для
человека; а между тем, это и есть сам человек.
Я бы сказал, что духи, не имеющие тела, будут го­
реть так, как горел в аду известный богач, когда говорил:
"Я мучусь в пламени сем" (Лук. XVI, 24), если бы не
предвидел соответствующего возражения, что то пламя
было таким же, какими были и глаза, которые богач
поднял и которыми увидел Лазаря, каким был язык,
прохладить который он желал, каким, наконец, был палец
Лазаря, с помощью которого он просил это сделать; там
души были без тел. Отсюда, как пламя, в котором горел
богач, так и капля, которой он просил, были такими же,
каковы бывают видения спящих или в состоянии экстаза
видящих бестелесные вещи, хотя и имеющие подобия тел.
Да и сам человек, хотя в этих видениях участвует духом,
а не телом, видит себя, однако, до такой степени подоб­
ным своему телу, что решительно не может провести меж­
ду ними различия. Но та геенна, называемая также огнен­
ным и серным озером (Апок. XX, 10), будет огнем ма­
териальным и будет терзать муками тела осужденных, —
людей ли и демонов вместе, грубые у первых и воздуш­
ные у последних, или только тела людей вместе с духом,
а демоны будут мучиться духом без тел, привлеченные
только для наказания к материальному огню, но не сообщая
469