Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/470"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
дит все, что только есть удивительного во всех природах.
Ибо Он есть Бог, сотворивший в мире все те великие и
малые чудеса, о которых мы упомянули, и еще несравнен­
но большие, о которых не упомянули, и заключивший их
в этом мире, представляющем собою величайшее из всех
чудо.
*
Итак, пусть каждый выбирает одно из двух, что ему
угодно, — пусть думает, что червь относится или к телу
в буквальном смысле, или к духу в смысле переносном.
А что из этих двух истинно, это яснее покажет само дело,
когда наступит такое знание святых, что для них не бу­
дет нужды в опыте для исследования тогдашних мучений,
а для познания и этого предмета будет достаточно одной
только мудрости, которая тогда будет полной и совершен­
ной. Ибо ныне мы знаем только отчасти (I Кор. XIII,
9). А до тех пор будем верить, что будущие тела будут
подвергнуты мукам посредством огня.
Глава X
Теперь возникает вопрос: если огонь будет не фигу­
ральным, вроде страданий духа, а материальным, вредным
для непосредственного прикосновения, так что в нем будут
мучиться тела; то каким образом он будет служить нака­
занием и для злых духов? Ибо один и тот же огонь будет
определен для наказания и людей, и демонов, по слову
Христа: "Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный,
уготованный диаволу и ангелам его" (Мф. XXV, 41). Раз­
ве что предположить, что и демоны, как полагают уче­
ные люди, имеют своего рода тела из этого сгущенного
и текучего воздуха, ощущение которого получается, когда
дует ветер. Если бы этот род элемента не мог испытывать
никакого действия от огня, то он и не жег бы, разгоря­
ченный в банях. Чтобы жечь, он прежде разжигается сам,
т. е. делает то, чему сам подвергается. Если же кто-либо
станет утверждать, что демоны вовсе не имеют тел, то
относительно этого предмета не стоит входить ни в тща­
тельное исследование, ни в препирательство. Разве мы не
468