Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/47"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
нам плохо удается. Ибо тс^ о чем идет речь, не испытали
на деле и те, которые могли бы испытать (они заслужили
изгнание из рая прежде, чем успели по спокойному
движению воли совокупиться для порождения потомства);
но лишь только мы упоминаем об этом теперь, человеческое
чувство тут же представляет себе опыт страстной похоти,
а не расположение свободной воли. Потому-то стыд и
мешает речи, хотя разум не изменяет мышлению.
Но, как бы там ни было, у всемогущего Бога и
высочайше блаженного Творца не оказалось недостатка в
предусмотрительной мудрости, чтобы и из осужденного
человеческого рода наполнить Свой град известным пре­
допределенным количеством граждан, выделяя их не по
заслугам, ибо все люди без исключения подверглись осуж­
дению в своем испорченном корне, а по благодати, и
показывая освобожденным как на примере их самих, так
и на примере неосвобожденных, сколь велики Его им
дары. Ибо всякому видно, что не по заслугам, а по
незаслуженной и милосердной благодати он избавляется
от зла. Почему бы в таком случае Богу было не сотворить
тех, о ком Он заранее знал, что они согрешат, если
именно в них и через них, через совершенное ими
преступление и через дарованную Им благодать Он смог
показать, что под властью Творца и Промыслителя и
превратная беспорядочность грешников не может извратить
правильного порядка вещей?
Глава XXVII
Грешники, как ангелы, так и люди, не могут сделать
ничего такого, что затруднило бы великие дела Господни,
которые "вожделенны для всех, любящих оные" (Пс. СХ,
2). Ибо Тот, Кто предусмотрительно распределил каждому
свое, умеет надлежащим образом пользоваться не только
добрым, но и злым. Поэтому, пользуясь ангелом злым, в
наказание за первую злую волю первого человека Бог и
дозволил, чтобы подвергся искушению со стороны этого
ангела первый человек, который был изначально сотворен
47