Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/469"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
Между тем, по мнению некоторых, то и другое, т. е.
огонь и червь, относится к мучениям духа, а не тела.
Тех, говорят они, которые отделены будут от царства
Божия, будет сжигать скорбь поздно и бесплодно кающе-
"гося духа; поэтому не было ничего несообразного назвать
эту сжигающую скорбь огнем; отсюда и апостол говорит:
"Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?" (II
Кор. XI, 29). То же, полагают, нужно разуметь и отно­
сительно червя. Ибо, говорят, написано (Соломоном): "Как
моль одежду и червь дерево, так и печаль точит сердце
мужу". Те же, которые не сомневаются, что в будущих
муках наказаниям будут подлежать и дух, и тело, утвер­
ждают, что тело будет жечься огнем, а дух подтачиваться
своего рода червем печали. Хотя последнее мнение веро­
ятнее, так как нелепо думать, чтобы тогда или дух, или
тело были свободны от страдания; однако, по моему мне­
нию, вернее сказать, что то и другое относится к телу,
чем одно к телу, а другое к духу. В вышеприведенных
словах божественного Писания о страдании духа умал­
чивается; потому что само собою понятно, хотя и не
высказывается, что когда будет страдать таким образом
тело, дух будет мучиться бесплодным раскаянием. Ибо и
в ветхозаветном Писании читаем: "Наказание плоти не­
честивого — огонь и червь" (Сир. VII, 19). Могло бы
быть сказано и короче: "Наказание нечестивого". Поче­
му же сказано "плоти нечестивого", если не потому, что
то и другое, т. е. огонь и червь, будет наказанием плоти?
А если о наказании плоти сказано потому, что в челове­
ке будет подлежать наказанию то, что жило по плоти (ибо
по этой причине человек вступит во вторую смерть, как
указывает апостол в словах: "Если живете по плоти, то
умрете" (Рим. VIII, 13)), то пусть каждый выбирает, что
ему угодно: или приписывает телу огонь, а духу червя,

первое в буквальном смысле, а последнее в переносном;
или же то и другое — телу в буквальном смысле. Выше
я уже достаточно показал, что животные могут жить в
огне, гореть не уничтожаясь и страдать не умирая, чудес­
ным действием всемогущего Творца; кто отрицает воз­
можность этого для Него, тот не знает, от Кого происхо-
467