Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/468"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
(этому человеческому способу выражения следует и апос­
тол, говоря, что дикая маслина, привитая вопреки приро­
де к хорошей маслине, становится общником корня и со­
ка маслины (Рим. XI, 17, 24)), — все эти их знамения,
предуказания, предзнаменования, предвещания у нас дол­
жны служить знамениями, предуказаниями» предзнамено­
ваниями того, что сотворит Бог, — что Свои предсказа­
ния относительно человеческих тел Он исполнит, не встре­
тив никакого затруднения, никакого воспрещения со сто­
роны закона природы. А какие это были предсказания,
это, полагаю, я достаточно показал в предыдущей книге,
почерпнув их из священных Писаний, новых и ветхих;
если не все, относящиеся к предмету, то столько, сколько
казалось мне достаточным в пределах настоящего сочи­
нения.
Глава IX
Итак, что Бог сказал через Своего пророка о вечном
наказании осужденных, так оно и будет, непременно бу­
дет: "Червь их не умрет, и огонь их не угаснет" (Ис.
LXVI, 24). Для сильнейшего запечатления этих слов и
Господь Бог, разумея под членами, соблазняющими чело­
века, таких людей, которых кто-либо любит как свои
члены, и повелевая их отсекать, говорит: "Лучше тебе
увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в
геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает, и
огонь не угасает". Так же говорит и о ноге: "Лучше вой­
ти тебе в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть
ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не
умирает, и огонь не угасает". Не иначе говорит и о глазе:
"Лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие,
нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огнен­
ную, где червь их не умирает, и огонь не угасает" (Марк.
IX, 43 — 48). Три раза сряду повторил Он одно и то
же; кого не устрашит это повторение, эта столь сильная
угроза вечным мучением, изреченная божественными ус­
тами?
466