Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/466"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
предводительством упомянутого Иисуса Навина народ Бо­
жий (Нав. IV, 18); то же совершилось, когда переходили
реку пророк Илия, а потом и ученик его Елисей (IV Цар.
II, 8, 14); и великое светило отступило назад в царствова­
ние Езекии, как я уже об этом упомянул. Что же касает­
ся описанного у Варрона случая со звездфо Венерой, то
у него не сказано, чтобы это имело место по просьбе
какого-нибудь человека.
Итак, пусть неверующие не отуманивают себя знанием
природ, как-будто божественною силой в той или другой
вещи не может совершиться что-либо иное по сравнению
с тем, как люди знают ее природу опытным путем; хотя
уже и само то, что в природе вещей всем известно, не
меньше было бы удивительным и для всякого вниматель­
ного наблюдателя поразительным, если бы люди не имели
обыкновения удивляться только явлениям редким. Кто,
например, внимательно присмотревшись к бесконечному
разнообразию и к такому сходству людей по природе, не
заметил того весьма удивительного явления, что каждый
из них имеет свой особенный вид, так что если бы все
они между собою не были сходны, то вид их не отличался
бы от остальных животных, а если бы, с другой стороны,
не были друг от друга отличны, то каждый не разнился
бы от остальных людей? Таким образом, тех же самых,
которых мы признаем сходными, в то же время находим
и отличными. Но более удивления возбуждает наблюде­
ние различия, потому что общность природы, по-видимо­
му, скорее требует сходства. И однако, ввиду того, что
удивление возбуждают только редкие явления, мы гораздо
более удивляемся, когда встречаем двух людей настолько
друг на друга похожих, что постоянно или часто их путаем.
Но, может быть, тому, что я привел из Варрона, хотя
он и считается у них ученейшим историком, они не верят
как факту действительному, или же пример этот предс­
тавляется им малоубедительным ввиду того, что звезда та
изменила свое движение ненадолго и потом снова приняла
обычное свое течение. В таком случае есть нечто другое,
что может быть наблюдаемо ими еще и теперь и из чего,
по моему мнению, они должны убедиться, что хотя бы
464