Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
чудом, если бы оно не казалось ему противным природе,
потому что все чудеса мы называем явлениями, противны­
ми природе. Но на самом деле они не противны природе.
Ибо как может быть противным природе то, что соверша­
ется по воле Божией, когда воля Творца есть природа
всякой сотворенной вещи? Чудо противно не природе, а
тому, как известна нам природа. Кто перечислит все мно­
жество чудес, о которых рассказывает история народов?
В настоящем случае мы обратим внимание только на одно
вышеприведенное, имеющее отношение к предмету, о
котором ведется наша речь. Что, кажется, еще до такой
степени подчинено Творцом небесной и земной приро­
ды порядку, как не строжайше рассчитанное движение
светил? Что утверждено такими точными и непреложны­
ми законами? И однако, когда захотел Тот, Кто своей
высочайшей властью управляет всем сотворенным, звезда,
которая по сравнению с другими весьма известна своей
величиною и светом, изменила цвет, величину, форму и,
что всего удивительнее, порядок и закон своего движения.
И это нарушение порядка произошло тогда, когда, без
сомнения, существовали уже какие-нибудь таблицы аст­
рологов, которые считались составленными путем безо­
шибочных вычислений прошедших и будущих движений
звезд и на основании которых смело говорили, что случай
со звездою Венерой не имел места ни прежде, ни после!
А в божественных Писаниях мы читаем, что даже само
солнце один раз остановилось, когда этого просил у
Господа Бога святой муж, Иисус Навин, пока начатое им
сражение не окончится победою (Нав. X, 13), а в дру­
гой — отодвинулось назад, когда это, соединенное с
обетованием Божиим чудо должно было служить знамени­
ем, что царю Езекии прибавляется пятнадцать лет жизни
(Ис. XXXVIII, 8). Но и эти, совершенные по заслугам
святых чудеса, признавая их действительность, приписы­
вают магическим искусствам! Отсюда объясняются и вы­
шеприведенные мною слова Вергилия: "Прудит в ручьях
воду и звезды назад обращает", ибо в священных книгах
читаем, что и река остановилась в верхней своей части,
а в нижней — утекла, когда переходил через нее под
463