Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Глава VIII
Нам скажут, что не верят нашим словам о вечных
страданиях человеческих тел и в то же время о их
бессмертии потому, что организация-де человеческих тел
совершенно иная; что в данном случае уе может иметь
применение то основание, которое приводилось выше в
применении к чудесным природам; что нельзя-де сказать,
что такова их естественная сила, такова их природа, потому
что не такою мы знаем природу человеческой плоти. На
это мы могли бы ответить на основании священных Пи­
саний, что одна и та же человеческая плоть иначе была
устроена до греха, т. е . так, что могла не подвергаться
смерти; и иначе является устроенною после греха, какою
мы знаем ее в злополучном состоянии настоящей смерт­
ности, когда она продолжать жизни без конца не может.
Точно также и в воскресении мертвых она организована
будет иначе, чем как известно нам теперь. Но поскольку
этим нашим писаниям, в которых изображается, как че­
ловек был в раю и как он был далек от необходимости
смерти, они не верят (ведь если бы они им верили, нам
нечего было бы и толковать с ними пространно о будущем
наказании осужденных); то мы из сочинений их мудрей­
ших писателей должны привести что-нибудь такое, из че­
го было бы видно, что всякий предмет может оказаться
иным, чем каким он был известен в ряду других предме­
тов прежде по существенным признакам своей природы.
В книгах Марка Варрона, озаглавленных "О проис­
хождении римского народа", пишется следующее (приво­
жу в тех самых выражениях, в каких оно читается у
Варрона): "На небе,

говорит он, —
совершилось
удивительное чудо: в звезде Венере, которую Плавт назы­
вает Вечерней звездою, а Гомер — Геспером, с прибав­
лением эпитета "прекраснейший", произошло, как пишет
Кастор, такое диво, что звезда эта изменила цвет, величи­
ну, форму и течение, чего не было ни прежде, ни после.
Адраст Кизический и Дион Неапольский, известнейшие
математики, говорили, что это случилось при царе Огиге".
Писатель, подобный Варрону, не назвал бы, конечно, этого
462