Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
и то, что прозрачное масло оставляет черные пятна и
белое серебро проводит черные линии, а также и то, что
в горящем огне дрова претерпевают такие превращения,
что из самых ярких по цвету, твердых и подверженных
» гниению превращаются в темные, хрупкие и негниющие
угли. Все это и весьма многое другое, о чем в настоящей
книге говорить долго, я узнал вместе со многими, а кое-что
и вместе со всеми. Относительно же того, приведенного
мною, чего сам я не видел и о чем вычитал из книг, а
именно: источника, в котором зажженные факелы гаснут,
а погашенные зажигаются, а также яблок содомской земли,
которые снаружи выглядят созревшими, а внутри напол­
нены дымом, — я даже не смог найти достоверных сви­
детелей, от которых мог бы доподлинно узнать, действи­
тельно ли оно так на самом деле.
Впрочем, если я не встретил людей, которые бы сказали,
что видели такой источник в Эпире, то встречал таких,
которые знали подобный источник в Галлии, недалеко от
Гренобля. Что же касается плодов содомских деревьев, то
о них не только упоминают заслуживающие доверия со­
чинения, но и многие, как говорят, видели их сами, так
что в этом случае я не могу сомневаться. Об остальном
же я не считаю нужным ни утверждать, ни отрицать; а
привел все это потому, что вычитал о нем у историков
из лагеря тех, против которых ведется наша речь, —
привел с целью показать, как многие из них безо всякого
основания верят многому такому, о чем пишется в со­
чинениях их ученых; между тем, когда мы говорим, что
всемогущий Бог сотворит такое, что превышает их опыт
и чувство, словам нашим не хотят верить, хотя нами
приводится и основание. Ибо что может быть приведено
лучше и сильнее того основания, какое приводим мы,
когда говорим, что Всемогущий может исполнить то,
предсказание о чем мы читаем там же, где предсказано
Им многое и другое, что видим уже исполнившимся? Все
это, что считается невозможным, исполнится потому, что
предсказал об исполнении Тот, Кто обещал, что неверу­
ющие народы уверуют невероятному, и исполнил это.
461