Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
дается и относительно другого источника, который, буду­
чи холодным для осязания и для гашения, как и другие,
зажженного факела, зажигает чудесным образом факел по­
тухший. То же самое говорится и относительно камня ас­
беста, который, не имея никакого собственного огня, заж­
женный от огня постороннего горит так, чтд уже не может
погаснуть. Равно и относительно других предметов, пере­
бирать которые заново — скучно, хотя, по-видимому, им
присуща необычайная и противная природе сила, дается
не иное объяснение, но то, что такова уж, говорят, их
природа. Объяснение, признаюсь, весьма сжатое, и ответ
достаточный. Но если Бог есть Творец всякой природы,
то почему же они не хотят, чтобы мы им привели осно­
вание сильнейшее, когда на их нежелание верить чему-ли­
бо как невозможному и на требование дать этому объясне­
ние отвечаем, что такова воля всемогущего Бога, Который
потому и называется всемогущим, что может все, чего по­
желает; Который мог сотворить многое такое, что мы соч­
ли бы решительно невозможным, если бы не видели этого
сами или не говорили нам о том достоверные свидетели,
причем не только рассказанное мною и вовсе у нас не­
известное, но и такое, что вполне известно. Ибо тому,
чему у нас нет прямых свидетельств, кроме тех трех, чьи
книги мы читали и что описано людьми, которые не про­
свещены свыше и как люди могут ошибаться, каждый по
своему усмотрению может и не верить, не подвергаясь за
это справедливому укору.
Да я и не требую, чтобы верили всему вышеприведен­
ному, ибо и сам этому не верю до такой степени, чтобы
в моей мысли не оставалось уже никакого сомнения, за
исключением того, что я сам узнал и что каждому легко
узнать на опыте, например, что известь в воде кипит, а
в масле остается холодной; магнит, который и соломинки
не сдвинет, притягивает железо; мясо павлина не портится,
а между тем даже тело Платона истлело; солома так хо­
лодна, что не допускает снег таять, и так тепла, что по­
могает дозревать яблокам; огонь, раскаляя камни, дела­
ет их белыми сообразно своему свету, а весьма многое,
сжигая, чернит вопреки своему свету. Сюда же относится
460