Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/461"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
удивительным образом, равно и превосходящие могущес­
твом все земные существа ангельские природы, — сотворил
дивной и превосходящей все чудеса силой и совершающей,
повелевающей и попускающей премудростью, распоряжаясь
•* всем так же чудесно, как чудесно и сотворил?
Глава VII
Итак, что может помешать Богу сделать так, чтобы и
тела мертвых воскресли, и тела осужденных вечно мучи­
лись в огне, — Богу, Который сотворил мир, наполнен­
ный бесчисленными чудесами как на небе, так и на земле,
как в воздухе, так и в водах, хотя сам этот мир есть
чудо, несомненно, большее и превосходящее все, чем он
наполнен? Но же, с которыми или против которых мы
ведем речь, — которые веруют и в Бога, сотворившего
мир, и в богов., которых Он сотворил и через которых
управляет миром, и, наконец, в кудесников, как добро­
вольных, так и вынуждаемых каким-нибудь культом и
обрядом, а естественную силу магов не только не отри­
цают, но даже еще и превозносят, — когда мы говорим
им об удивителъной силе других предметов, которые не
суть неразумные существа, а одаренные разумом духи,
каковы суть те предметы, о коих мы упомянули выше,
обыкновенно отвечают: "Такова уж сила их природы; так
устроена их природа; таковы действия их природы".
Выходит, все основание, почему агригентская соль от
огня делается ж:идкой, а от воды трещит, заключается в
том, что такоша ее природа. Но ведь такое явление
представляется скорее противоречащим природе, которая
свойство растворять соль дала не огню, а воде, свойство
же сушить ее — не воде, а огню. Но, говорят, такова
уж естественная сила этой соли, что в огне и воде она
претерпевает обратные действия. Такой же ответ дается и
о том гарамантском источнике, в котором одна и та же
струя днем бывает холодна, а ночью горяча, являясь по
тому и другому своему свойству одинаково неприятной
для тех, кто к ней прикасается. Такое же объяснение
459