Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
всего. Таким образом, деяний демонских весьма много, и
чем более мы признаем их удивительными, тем с большей
осторожностью должны их избегать. Но по отношению к
тому, о чем идет у нас речь, они имеют и полезную для
нас сторону, а именно: если такие дела могут делать
нечистые демоны, то во сколько же раз могущественнее
их святые ангелы, а всех ангелов — Бог, Который и
самим ангелам даровал силу совершать такие чудеса?
Таким образом, если человеческое искусство, пользуясь
творением Божий м, совершает столько и таких удивитель­
ных дел (которые у греков называются ^TiX
avT
lHa
TM0»
что
люди незнающие называют их божественными, — к чис­
лу которых относится и то, что в одном храме в полу и
крыше на соразмерном расстоянии установлены были маг­
ниты, а в средине между тем и другим камнем в возду­
хе — железный истукан, который для незнавших, что
находится выше и ниже его, казался висящим в прост­
ранстве как бы по мановению божества, — равно и то,
что, как я уже сказал, могло быть устроено искусником
и в лампаде Венеры при посредстве камня асбеста; если
действия магов, которых наши писания называют волх­
вами и чародеями, могли до такой степени возвеличить
демонов, что знаменитый поэт шел, очевидно, вслед за
понятиями людей, говоря о некоей женщине, которая бы­
ла сильна в подобном искусстве:
Она говорит, что ее волшебство тому радует душу,
Кому она хочет, другим же печаль насыпает;
Прудит в ручьях воду и звезды назад обращает.
Клич кликнет ночным божествам — сам увидишь,
как дрогнет
Земля под твоими ногами и ясени рухнут с холмов*,
то во сколько же раз скорее Бог может совершать то, что
для неверующих невероятно, а для Его могущества —
легко, когда Он же сотворил и силу камней и других
вещей, и способности людей, которыми они пользуются
* Virg. Aeneid. 1С, v. 487 — 491.
458