Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
верим, если хотим, только тому, что не противоречит
книгам, которым, по нашему убеждению, мы должны
верить. Из области чудес для убеждения неверующих в
том, что будет, для нас вполне достаточно и вышепри­
веденного, что каждый из нас может проверить на опыте
и чему нетрудно найти достоверных свидетелей.
Впрочем, что касается капища Венеры и неугасимой
лампады, то в этом случае для нас не только нет ни ма­
лейшего затруднения, но, напротив, открывается широкое
поле. К этой неугасимой лампаде мы прибавим и многие
другие чудеса, совершаемые и людьми с помощью чело­
веческого и магического, т. е. демонского, искусства, и
самими демонами; если бы мы захотели отрицать их, то
стали бы в противоречие со свидетельством священных
книг, которым мы веруем. Итак, или в лампаде той
устроено было человеческим искусством какое-нибудь при­
способление из камня асбеста; или же то, чему в том
храме удивлялись, производилось при помощи магическо­
го искусства; или, наконец, под именем Венеры находился
тут какой-нибудь демон, чтобы пред людьми явилось и
оставалось это чудо. А к такой оседлости среди тварей,
которых не они создали, а Бог, демоны приманиваются,
смотря по своему различию, разными привлекательными
для них не родами пищи, как животные, а знаками, как
духи, — знаками, которые соответствуют вкусу каждого
из них, а именно — разного рода камнями, травами, де­
ревьями, животными, заклинаниями, обрядами. Приман­
кою служат для них и люди, но в этом случае демоны
прежде сами обольщают людей какою-нибудь коварней­
шей хитростью, или отравляя их сердце тайным ядом, или
прикрываясь ложной дружбой, и делают немногих из них
своими учениками, которые являются уже учителями весь­
ма многих. Ибо никто не мог знать, чего каждый из
демонов желает, чего страшится, каким именем призыва­
ется, каким принуждается, прежде чем сами они этому
научили; именно отсюда и возникли магические искусства
и мастера в них. Но преимущественно демоны овладева­
ют сердцами людей, когда преобразуются в ангелов света
(II Кор. XI, 14), и этим обладанием похваляются более
457