Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/458"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
объяснения дать не может. И хотя нам во многих случаях
и не ясно, чего Он хочет, однако очевидно, что для Него
возможно все, чего бы Он ни захотел! И когда Он гово­
рит, мы веруем Ему, так как не можем допустить в Нем
ни бессилия, ни обмана. Что же эти гонители веры и ис­
катели объяснений ответят нам относительно тех явлений,
которых человек объяснить не может, но которые, однако
же, существуют и, по-видимому, противоречат самому
закону природы? Если бы мы сказали, что такие явления
будут, неверующие и в этом случае потребовали бы от
нас объяснения, совершенно так же, как теперь требуют
от нас объяснения того, что некогда произойдет соглас­
но нашему учению. А так как для объяснения этих дел
Божиих недостаточны ни ум, ни слово человека, то как
эти (явления) бывают, так и те будут невзирая на то, что
человек не в состоянии их объяснить.
Глава VI
На это нам могут сказать: "Ничего этого нет и ничему
этому мы не верим; все, что говорится и пишется об
этом, ложь"; и прибавят к этому еще и такие соображения:
"Если этому следует верить, то верьте и вы тому, о чем
сообщается в книгах, будто бы было или существует не­
кое капище Венеры, а в нем — подсвечник, а на подсвеч­
нике — лампада, горящая под открытым небом так, что
ее не тушат ни буря, ни дождь; отчего, подобно тому
камню, она называется Xuxvod; аареато^, т. е. неугасимая
лампада". Это могут сказать нам затем, чтобы поставить
нас в тупик: если мы скажем, что этому не следует верить,
то таким ответом ослабим свидетельства о вышеприве­
денных нами чудесных явлениях; а если согласимся, что
верить следует, то тем самым признаем истинность язы­
ческих богов. Но мы, как я сказал уже в восемнадцатой
книге настоящего сочинения, не считаем необходимым
верить всему, что содержится в истории народов, коль
скоро сами историки, по словам Варрона, во многом как
бы намеренно и с умыслом противоречат друг другу; а
456