Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/457"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
Пусть объяснят нам, если могут, эти и другие бесчис­
ленные удивительные явления, о которых рассказывает
история не прежде бывших и уже не существующих, а
существующих и теперь стран (для меня, имеющего в виду
другие цели, говорить обо всем этом подробно ни к чему),
те неверующие, которые не хотят верить божественным
Писаниям, не считая их божественными именно потому,
что в них говорится о невероятных предметах, подобных
тем, о которых ведется настоящая наша речь. "Разум не
допускает, чтобы плоть горела и не уничтожалась, страдала
и не умирала",

говорят они, эти великие умники,
могущие дать объяснение всем, какие только известны,
чудесным предметам. Пусть же объяснят они нам те
немногие упомянутые нами явления, которым они, если
бы о существовании их не знали, а мы бы сказали, что
такие явления будут, поверили бы еще менее, чем верят
теперь, когда мы говорим о том, что некогда будет. В
самом деле, кто из них поверил бы нам, если бы мы,
подобно тому, как говорим про будущие живые тела людей,
что они будут вечно гореть и страдать и, однако, никогда
не умрут, сказали, что в будущем веке будет такая соль,
которая от огня будет разжижаться, как от воды, а от
воды трещать, как от огня; или такой источник, вода
которого во время ночной прохлады будет делаться столь
горячей, что к ней нельзя будет прикоснуться, а во время
дневной жары, напротив, столь холодной, что ее нельзя
будет пить; или такой камень, который обожжет руку того,
кто его попробует сжать, или же такой, который, будучи
раз зажженным, не сможет уже погаснуть; и все остальное,
о чем я сказал выше, опустив при этом бесчисленное
множество других подобных явлений?
Итак, если бы на нашу речь о том, что будет в буду­
щем веке, неверующие возразили нам: "Если хотите, что­
бы мы этому верили, объясните нам каждый пункт в
отдельности"; то мы признались бы, что дать такого
объяснения не можем, ибо эти и подобные дивные дела
Божий превышают слабое разумение смертных. Но в то
же время мы твердо убеждены, что Всемогущий не без
основания устроил так, что слабый человеческий ум такого
455