Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
странах, где всякий, кто хочет и может туда отправить­
ся, способен проверить, так ли оно на самом деле. Оста­
новлюсь на немногом. В Сицилии есть агригентская соль;
если, говорят, приблизить ее к огню, она делается жид­
кой, как в воде, а если приблизить к воде, трещит, как
в огне*. В Гарамантах есть один источник» который днем
бывает таким холодным, что из него нельзя пить, а ночью
таким горячим, что нельзя к нему прикоснуться**. В Эпире
есть другого рода источник, в котором горящие факелы
тухнут, как и во всех других, но потухшие — зажигаются,
не как в других***. Аркадийский камень асбест называет­
ся так потому, что один раз зажженный уже не может
потухнуть****. Дерево какой-то египетской пальмы в воде
не плавает, как всякое другое дерево, а тонет, и — что
еще удивительнее — побыв некоторое время в глубине,
всплывает на поверхность, тогда как намокшее должно
было бы сделаться тяжелее воды*****. В земле содомитов
растут и созревают яблоки, которые, если пожевать их
или подавить, обращаются в дым и пепел, как только
лопается их кожица******. Персидский камень пирит, если
сильно сжать его, обжигает руку, отчего и получил свое
название*******. В той же Персии растет селенит (лунный
камень), внутренний блеск коего увеличивается и умень­
шается вместе с фазами луны********. В Каппадокии кобы­
ла иногда зачинает от ветра, и такие порождения живут
не больше трех лет*********. Индийский остров Тилон
отличается от других стран тем, что всякое растущее там
дерево никогда не обнажается от своей листвы**********.
* Plinius, lib. 31, с. 7.
** Ibid., lib. 5, с. 5.
*** Ibid., lib. 2, с. 103.
**** Ibid., lib. 37, с. 10. От грсч. аареато^ — неугасимый.
***** Ibid., lib. 13, с. 7.
****** Solinus, с. 35; Tacitus, lib. 5, с. 5 .
******* Plinius, lib. 1, с. 19 et lib. 37, с. 11 . От греч. лир
огонь.
******** Ibid., lib. 37, с. 10.
********* Solinus, с. 15; Plinius, lib. 8, с. 42 .
********** Plinius, lib. 12, с. 11 .
454