Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/455"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
с нею двигалось сверху и железо; в то время, как нахо­
дившееся посередине серебро оставалось в совершенно
спокойном положении, за самыми быстрыми движения­
ми взад и вперед камня внизу в руках человека тянулось
вверху и железо к камню. Это я передал то, что видел
сам и что слышал от такого лица, которому верю так,
как если бы видел сам. Теперь скажу, что я читал о
магните. Если подле магнита положить алмаз, он уже не
притягивает к себе железа, а если железо уже было
притянуто к нему, оно тотчас отпадает, лишь только
приблизится алмаз. Эти камни доставляются к нам из
Индии; но если мы перестали удивляться и им, как нам
уже вполне известным, то во сколько раз менее удивляются
им те, от кого мы их получаем, если они у них — вещи
самые обыкновенные, такие же, пожалуй, как у нас из­
весть, удивительным образом кипящая от воды, которая
обыкновенно тушит огонь, и не кипящая от масла, от
которого обыкновенно огонь воспламеняется, но которой
мы не удивляемся потому, что это для нас — обыденное
явление?
Глава V
Несмотря на это, когда мы говорим о бывших или
грядущих чудесах Божиих, люди неверующие, которым мы
не можем доказать их опытным путем, требуют от нас их
объяснения, и так как мы не в силах этого сделать (ибо
оно превышает возможности человеческого ума), считают
наши слова ложью. Пусть же сами они дадут объяснение
тем весьма многим удивительным явлениям, которые мы
или можем видеть, или даже видим. Если они поймут,
что объяснить подобные явления человек не в состоянии,
то должны будут признаться, что если что-нибудь не может
быть объяснено, это еще не служит доказательством, что
его не было или не будет; ибо и теперь есть явления,
объяснить которые мы также не можем.
Не стану слишком много распространяться о том, что
сообщается в книгах не о прежде бывшем и уже минув­
шем, но о существующем еще и теперь в некоторых
453