Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/454"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
что часто повторяются, подобно тому, как перестали мы
удивляться некоторым и из тех диковинок, которые зане­
сены к нам из Индии, этой удаленной от нас страны.
У нас многие, особенно же ювелиры и резчики дра­
гоценных камней, имеют алмаз, о котором идет молва,
что он не поддается ни железу, ни огню, ни чему-либо
другому, за исключением козлиной крови. Но для тех,
которые знают и имеют его, разве он в такой же степени
диво, как для тех, перед которыми это его свойство
показывается в первый раз? Те же, которым его не по­
казывали, вероятно и не поверят этому, а если и поверят,
будут удивляться, как явлению неиспытанному; если же
им представится случай познакомиться с ним на опыте,
то хотя оно и возбудит в них удивление, как выходящее
из обычного ряда явление, но повторение опыта это
удивление в них мало по малу охладит. Известно, что
камень-магнит имеет удивительное свойство притягивать
железо; когда я в первый раз это увидел, я попросту
ужаснулся. Я видел, как этим камнем было притянуто и
подцеплено железное кольцо, потом — как-будто камень
передал и сообщил свою силу железу, которое им было
притянуто — это кольцо было придвинуто к другому и
притянуло его к себе, и как первое кольцо прицепилось
к камню, так второе прицепилось к первому кольцу; таким
же образом прицеплено было и третье кольцо, а потом
и четвертое, и вот из этих взаимно соединенных между
собою кружочков нанизалась как бы цепь колец, не
внешним, а внутренним образом соединенных одно с дру­
гим. Кто не пришел бы в изумление перед этой силою
камня, которая не только заключалась в нем самом, но
и проходила через столько колец и невидимою связью
прицепляла их одно к другому?
Но гораздо более удивительно то, что слышал я про
этот камень от моего собрата и соепископа Севера Миле-
витского. Он рассказывал, что сам видел, как некто
Батанарий, комит Африки, во время пребывания у него
епископа принес такой камень и держал над ним сереб­
ро, а на серебро положил железо; затем он начал двигать
бывшей внизу рукой, которою держал камень, и вместе
452