Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
образными свойствами, которые лишь потому не возбуж­
дают в нас удивления, что их много. Ибо кто, как не
Бог, Творец всего, сообщил мясу мертвого павлина свойс­
тво не портиться? Хотя рассказ мой и покажется, пожалуй,
невероятным, но с нами действительно был такой случай.
В Карфагене нам предложили сваренного павлина; мы
приказали из его груди вырезать кусок мякоти, достаточной
на наш взгляд величины, и спрятать; этот кусок через
некоторое время, более чем достаточное для того, чтобы
всякое другое мясо испортилось, когда его нам предло­
жили, не имел никакого неприятного запаха. Спрятав его
снова, мы нашли его таким же по истечении более чем
тридцати дней, и таким же по истечении года, с той
только разницей, что мясо сделалось несколько суше и
жестче.
А кто дал соломе силу, то такую охлаждающую, что
она сберегает покрытый ею снег, то такую согревающую,
что она помогает дозревать недозрелым яблокам? Кто
объяснит удивительные свойства самого огня, который все
обожженное делает черным, будучи сам светлым, — буду­
чи самого яркого цвета сам, обесцвечивает почти все, что
охватывает и поглощает, и блестящий раскаленный уголь
обращает в уголь самого черного цвета? Да и это свойство
огня не составляет, так сказать, правила, потому что,
наоборот, побывавшие в его пламени камни становятся и
сами белыми; и хотя огонь имеет скорее красный цвет,
а они — белый, однако, белое соответствует свету, как
черное соответствует тьме. Итак, когда огонь горит в дро­
вах, раскаляя камни, он имеет противоположные действия,
но не противоположные предметы. Ибо, хотя дрова и кам­
ни различны между собою, однако, не противоположны
так, как белое и черное, из которых одно огонь произво­
дит в камнях, а другое — в дровах, камни делая светлы­
ми, а дрова темными, — не противоположны потому, что
огонь исчезает и в камнях, как только потухает в дровах.
А в углях разве не заслуживают удивления, с одной
стороны, такая их хрупкость, что они ломаются от самого
легкого удара и рассыпаются от самого слабого нажима,
с другой — такая прочность, что они не разрушаются и
4S0