Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
цатой книге настоящего сочинения мы доказали им, что
души, даже и очищенные от всякой телесной скверны,
сами по себе имеют страстное желание, в силу которого
начинают хотеть снова вернуться в тела. А где может быть
желание, там, конечно, может быть и страдание. Ибо же­
лание, обманутое недостижением того, к чему оно стреми­
лось, или потерей того, чего достигло, переходит в стра­
дание. Поэтому, если душа, которая страдает или одна,
или — в наибольшей степени, имеет сама по себе известное
бессмертие, то и тела те не умрут от того, что будут
страдать.
Наконец, если тела служат причиной страданий душ,
то почему причинять им страдание они могут, а смерть

не могут, как не потому, что непоследователен вывод,
будто причина смерти заключается в том, от чего проис­
ходит страдание? Итак, почему же невероятна мысль, что
огонь может причинять тем телам страдание, а не смерть,
точно так же, как тела могут причинять страдание душам,
которым, однако, не могут через это причинить смерти?
Следовательно, страдание не является неопровержимым
доказательством будущей смерти.
Глава IV
Поэтому, если саламандра живет в огне, как пишут
любознательные исследователи природы животных; если
некоторые всем известные горы Сицилии столь про­
должительное время, с глубокой древности и до наших
дней, непрерывно извергают пламя и остаются целыми,
тем самым непререкаемо свидетельствуя, что не все то
гибнет, что горит; наконец, если и душа наша показыва­
ет, что не все умирает, что может страдать, то каких еще
требуют от нас примеров, которые бы показывали, что
нет ничего невероятного, если тела людей, осужденных
на вечное мучение, будут сохранять душу и в огне, будут
гореть, не сгорая, и страдать, не погибая? Субстанция
плоти получит тогда это свойство от Того, Кто наделил
нее видимые нами вещи самыми удивительными и разно-
449