Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/450"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
сам дух, присутствием которого тело живет и управляет­
ся, может и испытывать страдания, и не умирать. Вот и
оказывается существо, которое хотя и испытывает чувство
страдания, однако же — бессмертно. И в телах осужден­
ных будет тогда то же самое, что, как видим, бывает
теперь в душе каждого человека. А есци присмотреться
повнимательней, то страдание, называемое телесным, ско­
рее имеет отношение к душе. В самом деле, страдает, со­
бственно, душа, а не тело, даже когда причина страдания
души заключается в теле, когда страдание чувствуется там,
где повреждено тело. Отсюда, как тела мы называем
чувствующими и живыми, хотя жизнь и чувство получают
они от души, так же называем тела и страдающими, хотя
страдание в теле может чувствоваться только благодаря
душе.
Таким образом, душа страдает вместе с телом в той
его части, где происходит что-нибудь, что причиняет
страдание. Страдает она и одна, хотя находится в теле,
когда по какой-нибудь, часто невидимой, причине бывает
печальна при совершенно здоровом состоянии тела. Стра­
дает она, когда уже и не находится в теле; страдал же
оный богач в аду, когда говорил: "Я мучусь в пламени
сем" (Лук. XVI, 24). Тело же как неодушевленное не
страдает, так и одушевленное не страдает без души.
Следовательно, если бы страдание служило основанием к
прямому заключению о смерти, так, что смерть являлась
бы вследствие того, что раньше имело место страдание,
то свойство умирать нужно было бы приписать душе,
которой, собственно, и принадлежит свойство страдать.
Но так как душа, которая может страдать, умирать не
может, то какое же отсюда основание верить, что те тела
умрут потому, что будут подлежать страданиям? Правда,
платоники говорили, что свойство бояться, желать, стра­
дать и радоваться душа получает от земных тел и смерт­
ных органов. На этом основании Вергилий говорит: "От­
сюда (т. е . от смертных органов земного тела) и страхи
у них, и желанья, страданья и радость"*; Но в четырнад-
* Virg. Aeneid. VI, v. 733.
448