Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
земного, грубого и видимого тела, или, выражаясь яснее,
такой плоти, которая могла бы страдать и не умереть; то
это значит, что они ссылаются на то, о чем люди узнают
на основании телесного чувства и опыта. Кроме смертной
плоти они не знают никакой другой, и вся аргумента­
ция их сводится к тому, что чего они не испытали, того,
по их мнению, и быть не может. Ибо на каком основа­
нии должны мы считать страдание доказательством смерти,
если само по себе оно служит скорее признаком жизни?
В самом деле, хотя речь у нас о том, может ли жить
вечно то, что страдает, однако несомненно, что все то
живет, что страдает, и что всякое страдание может быть
только в живом существе. Таким образом, не необходимо,
чтобы страдание действовало разрушающим образом, по­
тому что далеко не всякое страдание разрушает даже и
смертные тела, неизбежно долженствующие умереть; и ес­
ли какое-либо страдание может действовать разрушитель­
но, причина этого заключается в том, что душа соединена
с этим телом так, что уступает слишком сильным стра­
даниям и уходит из тела, ибо сама связь органов и жи­
зненных частей настолько слаба, что не может выдержать
той силы, которая причиняет великое или крайне сильное
страдание. Между тем, тогда душа будет соединена с таким
телом и таким образом, что этой связи уже не расторгнет
никакая продолжительность времени, не разрушит никакое
страдание. Поэтому, хотя в настоящее время нет плоти,
которая могла бы испытывать чувство страдания и не уме­
реть, однако, тогда плоть будет не такою, какова она те­
перь; равно и смерть тогда будет не такою, какова она
ныне. То будет не ничтожная смерть, а смерть вечная,
когда душа не будет в состоянии, не имея Бога, жить, а
умирая, освободиться от телесных страданий. Первая смерть
изгоняет душу из тела против воли; вторая смерть против
воли будет держать душу в теле; у той и другой смерти
общим является претерпевание душою от своего тела того,
чего она не хочет.
Наши оппоненты обращают внимание на то, что нет
плоти, которая могла бы страдать и не умереть, но не
хотят замечать, что есть нечто такое, что выше тела. Ведь
15 Зак. 3601
447