Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Глава II
На что же мне указать, чтобы неверующие смогли
убедиться, что одушевленные и живые человеческие тела
не только могут не разрушаться смертью, но и выдержи­
вать мучения вечного огня? Они ведь не^хотят, чтобы мы
в этом случае ссылались на могущество Всемогущего, а
требуют, чтобы убеждали их каким-нибудь примером. Ес­
ли мы им ответим, что есть животные, которые, как смер­
тные, подвержены разрушению, и однако же живут в
обыкновенном огне, а один род червей находят даже в
термальном источнике, температура воды которого тако­
ва, что безнаказанно никто ее коснуться не может, а
между тем черви не только живут в ней безо всякого для
себя вреда, но вне ее и жить-то, не могут, то они или
не захотят нам поверить, если мы не сможем предъявить
им эти предметы, или же, — если бы смогли это сделать
или доказать их существование, предоставив достоверных
свидетелей, — под влиянием того же недоверия станут
утверждать, что данный факт — недостаточно убедитель­
ный пример для предмета, о котором у нас идет речь;
потому что подобные животные живут не вечно, и притом
живут в указанной температуре без страданий, так как в
этой соответствующей их природе ^стихии они испытыва­
ют животворное воздействие, а не страдание. Но разве
испытывать в таких условиях животворное воздействие
менее невероятно, чем испытывать страдание? Страдать в
огне и все-таки жить, конечно, удивительно; но еще
удивительнее жить в огне и не страдать. Если верят
последнему, почему же не хотят верить и первому?
Глава III
Но, говорят, нет такого тела, которое могло бы стра­
дать и не умереть. Интересно, откуда они это знают? Кто
скажет что-либо достоверное о телах демонов? Не в них
ли страдают демоны, когда сознаются, что удручены вели­
кими муками? Если на это нам ответят, что нет никакого
446