Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
КНИГА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ
Глава I
В настоящей книге со всей возможной для нас (с по­
мощью Божией) тщательностью мы исследуем вопрос о
том, в чем будет состоять наказание диавола и всех его
приверженцев, когда оба града, из которых один — Бо­
жий, а другой — диаволов, достигнут через Господа на­
шего Иисуса Христа, Судию живых и мертвых, своего
предназначенного конца. Этого порядка, по которому о
блаженстве святых речь будет после, я решил придержи­
ваться потому, что то и другое (наказание и блаженство)
будут с телами, а мысль об ожидающих тела вечных муках
кажется более невероятной, чем мысль об ожидающем их
вечном блаженстве. Поэтому, когда я докажу, что мысль
о таком наказании не должна казаться невероятной, —
это мне будет весьма полезным в том смысле, что тогда
скорее поверят, что бессмертие тел у святых будет чуждо
всякой болезни. К тому же такой порядок не исключается
и божественными Писаниями, в которых блаженство до­
бродетельных ставится иногда прежде, как в словах: "И
изыдуг творившие добро в воскресение жизни, а делавшие
зло в воскресение осуждения" (Иоан. V, 29); но иногда
и после, в следующем месте: "Пошлет Сын Человеческий
Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны
и делающих беззаконие и ввергнут их в печь огненную;
там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссия­
ют, как солнце, в Царстве Отца их" (Мф. XIII, 41 —
43), или: "И пойдут сии в муку вечную, а праведники в
жизнь вечную" (Мф. XXV, 46). Кто желает, найдет и у
пророков и тот и другой порядок; но приводить все эти
места было бы долго. Я же уже сказал, почему предпочел
последний порядок.
445