Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/446"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
потеряли надежду, которую начали было питать на Него?
На что в то время выразил надежду один лишь разбойник
на кресте, того чают ныне народы, широко и далеко рас­
пространенные; и чтобы не умереть навеки, знаменуют
себя тем самым крестом, на котором Он умер.
Итак, что будет последний суд через Иисуса Христа в
том виде, в каком предвозвещен в священных книгах,
этого не отрицает и в этом не сомневается никто, кроме
того, кто, не знаю уж по какой невероятной смелости
или слепоте, не верит этим Писаниям, которые уже
доказали свою истину всему свету. Во время суда или
прежде и после самого суда, как мы выяснили, имеют
произойти следующие явления: пришествие Илии, уверова-
ние иудеев, гонение антихристово, суд Христов, воскре­
сение мертвых, разделение добрых и злых, воспламенение
мира и его возобновление. Что все это произойдет, тому
следует верить; но каким образом и в каком порядке оно
будет, это лучше покажут тогда сами события; в настоящее
время человеческое разумение не в состоянии возвыситься
до полного понимания предмета. Полагаю, впрочем, что
произойдет это в том порядке, в каком у меня изложено.
Чтобы с помощью Божией выполнить данные нами
обещания, нам остается написать две книги, относящиеся
к предмету настоящего сочинения. Одна из них будет о
наказании злых, другая — о блаженстве праведных. Если
Бог даст, в них по преимуществу будут опровергаться че­
ловеческие аргументы, которые, направляя их против бо­
жественных предсказаний и обетовании, жалкие люди, как
им кажется, грызут мудро, пренебрегая, как ложным и
достойным осмеяния, питанием, доставляемым спаситель­
ною верой. Для мудрствующих же по Богу на все, что
людям представляется невероятным, но что содержится,
однако же, в священных Писаниях, истина которых уже
удостоверена разными способами, величайшим аргумен­
том служит несомненное всемогущество Божие. Они не­
преложно знают, что Бог не мог в тех Писаниях говорить
неправду, и может сделать то, что для неверного кажется
невозможным.
444