Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/445"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
но читается "раб Мой". Семьдесят толковников, желая,
очевидно, показать, в каком смысле нужно понимать по­
следнее выражение, т. е. что оно употреблено для обоз­
начения образа раба, в котором Высочайший явился уни-
чиженнейшим, употребили для названия Его имя того че­
ловека, от племени которого принят сам образ раба. Дан
на Него Дух Святый, на что указанием, по свидетельству
Евангелия, послужит и вид голубя (Мф. III, 16). Возвестил
Он народам суд, ибо предвозвестил суд будущий, который
был для народов тайной. По кротости не возвышал Он
голоса; однако и не прекратил проповеди истины. Но вне
не был услышан и не слышится голос Его, так как те,
которые вне, отсечены от Его тела, не Ему повинуются.
Но и самих гонителей Своих, иудеев, которые по причине
потери правдивости уподоблены надломленной трости и
льну курящемуся, когда пламени в нем уже нет, Он не
переломил и не угасил; Он пощадил их, потому что при­
шел пока не их судить, а быть от них судимым. На самом
же деле по истине произнес суд, предсказывая им время
неизбежного наказания, если будут упорствовать в своей
злобе. Воссияло на горе лицо Его, на земле слава Его;
не стерт, не потушен Он, потому что ни в собственном
лице, ни в лице Своей церкви не уступил гонителям, не
прекратил Своего существования. Не случилось и не слу­
чится того, что говорили и говорят гонители Его: "Когда
он умрет и погибнет имя его?" (Пс. XL, 6).
"Доколе на земле не утвердит суда". Вот и то сокро­
венное, которое мы искали, открыто. Этот суд, который
Он положит на земле, когда явится Сам с неба, последний
суд. Что сказано о нем здесь в конце: "И на закон Его
будут уповать острова", — мы видим уже исполнившимся.
Ведь то, чего нельзя отрицать, убеждает и в том, что бес­
стыдно отрицается. Кто, в самом деле, стал бы ожидать
(а это и не желающие еще веровать во Христа уже вместе
с ними видят, и так как отрицать не могут, скрежещут
зубами и терзаются от досады), — кто, говорю, подумал
бы, что на имя Христово станут уповать народы, в то
время, когда он был взят, связан, бит, подвергнут поно­
шениям, пригвожден ко кресту; когда и сами ученики
443