Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
скорбеть не по сознанию преступления, а по чувству
благочестия.
Кстати, где Семьдесят толковников выразились: "И они
воззрят на Меня, Которого поносили", там с еврейского
переводится так: "И воззрят на Меня, Которого пронзи­
ли". Этим словом еще очевиднее указывается на Христа
распятого. Но и то поношение, о котором предпочли упо­
мянуть Семьдесят, имело место во время страданий Его;
Его подвергали поношению и когда Он был задержан, и
когда связан, и когда стоял на суде, и когда в поругание
был облечен в позорную одежду, и увенчан тернием, и
бит по голове тростью, и чтим в насмешку коленопрек­
лонениями, и нес крест Свой, и висел уже на кресте.
Следуя, поэтому, не одному переводу, а принимая в со­
ображение тот и другой, мы, когда читаем и "поносили",
и "пронзили", с большею полнотою узнаем событие стра­
даний Господних.
Итак, когда в Писаниях пророчески говорится, что для
совершения последнего суда имеет прийти Бог, то, хотя
бы особого признака не указывалось, вследствие самого
упоминания о суде должно разуметь Христа. Ибо хотя
Отец и будет судить, но будет судить через пришествие
Сына Человеческого. Сам Он, через явление Своего при­
сутствия, "не судит никого, но весь суд отдал Сыну"
(Иоан. V, 22), Который явится человеком, имеющим судить,
как был человеком судимым. Ибо о ком другом под име­
нем Иакова и Израиля, от семени которого Он принял
тело, говорит подобным же образом Бог через Исайю?
Читается это так: "Вот, Отрок Мой, которого Я держу за
руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя.
Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд. Не
возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать
его на улицах. Трости надломленной не переломит, и льна
курящегося не угасит; будет производить суд по истине;
не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит
суда, и на закон Его будут уповать острова" (Ис. XXII,
1 — 4). В еврейском не читается "Иаков и Израиль"*,
* У Августина: "Иаков, отрок Мой, которого Я держу за руку;
Израиль, избранный Мой".
442