Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/443"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
(Мф. IV, 19). Итак, они сделались ловцами, но на добро,
как похищенные сосуды у оного "сильного", но еще
сильнее связанного (Мф. XII, 29).
И еще через того же пророка говорит Господь: "И
будет в тот день, Я истреблю все народы, нападающие
на Иерусалим. А на дом Давида и на жителей Иерусалима
изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него,
Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают
об единородном сыне" (Зах. XII, 9, 10). Кто, как не Бог,
удалит все враждебные святому граду Иерусалиму наро­
ды, идущие против него, т. е . неприятельски действующие
по отношению к нему, или, как перевели другие, идущие
на него, чтобы покорить его; или изольет на дом Давида
и на обитателей этого града дух благодати и милосердия?
К лицу это, конечно, только Богу, и от лица Божия го­
ворится это через пророка. И, однако же, этим Богом,
совершающим такие великие и божественные дела, являет
Себя самого Христос, когда добавляет и говорит: "И они
воззрят на Него*, Которого пронзили, и будут рыдать о
Нем, как рыдают об единородном сыне". Раскаются в тот
день иудеи, даже имеющие принять дух благодати и уми­
ления, что поносили Христа во время Его страданий, ког­
да воззрят на Него, грядущего в величии, и узнают в
Нем Того, над Кем издевались прежде в лице отцов своих
во время Его уничижения; увидят, впрочем, Его, воскрес­
нув, и сами их отцы, виновники такого великого нечестия,
но уже в казнь, а не в исправление. Не их поэтому нужно
разуметь в этом месте, когда говорится: "А на дом Давида
и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиле­
ния, и они воззрят..." и т. д ., подобно тому, как мы
говорим иудеям: вы-де убили Христа, хотя это сделали их
отцы; подобно тому и они будут скорбеть, что сами
совершили некоторым образом то, что совершили те, от
чьего корня они происходят. Итак, хотя по принятии духа
благодати и умиления, став уже верными, они не осудятся
вместе с нечестивыми отцами своими; однако будут скор­
беть, как бы сами сделали то, что сделано отцами. Будут
* У Августина: "И они воззрят на Меня, Которого пронзили".
441