Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того
времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал
Меня Господь Бог и Дух Его" (Ис. XLVIII, 12 — 16).
Ведь это то же самое лицо, которое говорило как Господь
Бог; признать, однако же, в нем Иисуса Христа было бы
нельзя, если бы говорящий не прибавил: ^'И ныне послал
Меня Господь Бог и Дух Его". Сказал Он это по образу
раба, употребив о будущем событии глагол в прошедшем
времени, подобно тому, как у того же пророка читаем:
"Как овца, веден был Он на заклание" (Ис. LIII, 7). Не
говорит "поведется", но вместо обозначения того, что бу­
дет, употребляет глагол прошедшего времени. Пророчества
так говорят постоянно.
Есть и другое место у Захарии, показывающее это с
очевидностью, потому что представляет, что Вседержитель
(Саваоф) послал Вседержителя (Саваофа): Кто Кого, как
не Бог Отец Бога Сына? Говорится так: "Так говорит
Господь Саваоф: для славы Он послал меня к народам,
грабившим вас; ибо касающийся вас, касается зеницы ока
Его. И вот, Я подниму руку Мою на них, и они сделаются
добычею рабов своих, и тогда узнаете, что Господь Саваоф
послал Меня" (Зах. II, 8, 9). Ваш Господь Вседержитель
говорит, что Он послан Господом Вседержителем. Кто ос­
мелится разуметь здесь кого-либо другого, кроме Христа,
говорящего, очевидно, к погибшим овцам дома Израиле-
ва? В Евангелии Он говорит: "Я послан только к погиб­
шим овцам дома Израилева" (Мф. XV, 24). Этих овец
Он сравнил здесь с зеницею ока Божия для обозначения
высочайшей степени чувства любви. Из этого рода овец
были и сами апостолы. Но после славы воскресения, до
наступления которой, по словам евангелиста, "Иисус еще
не был прославлен" (Иоан. VII, 39), Он послан был в
лице апостолов Своих во все народы. И таким образом
исполнилось то, что читается в псалме: "Ты избавил меня
от мятежа народа, поставил меня главою иноплеменников"
(Пс. XVII, 44); так что обобравшие израильтян, которым
израильтяне служили, будучи под властью народов, сами
сделались добычей израильтян. Именно это Он обетовал
апостолам, говоря: "Я сделаю вас ловцами человеков"
440