Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
удостоив нас стать ближним нашим. Итак, это совершит
Илия, "чтобы Я пришед не поразил землю проклятием".
Земля — это те, которые мудрствуют о земном; таковы
плотские иудеи и в настоящее время. Из этого несовер­
шенства возник упомянутый ропот на Бога: "Всякий, де­
лающий зло, хорош пред очами Господа, и к таким Он
благоволит".
Глава XXX
Есть много других свидетельств в божественных Писа­
ниях о последнем суде Божием; если бы я стал их при­
водить все, было бы слишком длинно. Достаточно и того,
что мы доказали, что это предвозвещено в священных
книгах и Ветхого, и Нового заветов. Но в книгах ветхо­
заветных о будущем суде через Христа, т. е. о том, что
Христос придет с неба в качестве судьи, говорится не с
такою ясностью, как в новозаветных; когда в них Господь
Бог говорит о Себе, что Он придет, или просто говорит­
ся, что Господь Бог придет, — прямо Христос не разу­
меется. Ибо Господь Бог есть и Отец, и Сын, и Дух
Святый. Тем не менее, мы не должны оставить этого без
подтверждения свидетельствами. Итак, покажем, во-пер­
вых, что Иисус Христос говорит в пророческих книгах
как Господь Бог, между тем как совершенно ясно, что
это Иисус Христос; тогда и при недостатке подобной оче­
видности, когда будет идти речь о пришествии Господа
Бога для имеющего наступить последнего суда, можно
будет разуметь Иисуса Христа.
У пророка Исайи есть место, представляющее ясный
пример того, о чем я говорю. Бог говорит через пророка:
"Послушай Меня, Иаков и Израиль, призванный Мой: Я
тот же, Я первый и Я последний. Моя рука основала
землю, и Моя десница распростерла небеса; призову их,
и они предстанут вместе. Соберитесь все, и слушайте: кто
между ними предсказал это? Господь возлюбил его, и он
исполнит волю Его над Вавилоном, и явит мышцу Его
над Халдеями. Я, Я сказал, и призвал его; Я привел его,
и путь его будет благоуспешен. Приступите ко Мне,
439