Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
в грудной полости, с помощью которых мы вдыхаем и
выдыхаем, вздыхаем и подаем голос — и они подчинены
нашей воле. Не говорю уже о естественной способности
некоторых животных удивительным образом приводить в
движение отдельные участки кожи, дрожанием которой
они могут не только отгонять мух, но* и сбрасывать
вонзившиеся дротики. Мог, следовательно, и человек иметь
в повиновении и низшие члены, если бы не лишился
этого из-за собственного неповиновения. Ибо Господу не
составляло труда создать его таким, чтобы ни один из
его членов не приходил в движение помимо его воли.
Знаем, что есть люди, умеющие управлять отдельными
членами тела так, как обычный человек управлять ими
не может: кто-то умеет искусно двигать ушами, обоими
вместе или попеременно; другой — кожею лба, опуская
волосяной покров почти что до уровня глаз; третий может
глотать всевозможные предметы, а затем без труда извлекать
их обратно, причем в абсолютно нетронутом виде. Неко­
торые умеют необычайно искусно подражать голосам жи­
вотных и птиц. Есть чревовещатели, есть люди, умеющие
плакать по желанию. Но самое, пожалуй, невероятное,
наблюдали недавно некоторые из братии собственными
глазами. Был в епархии Кальмской церкви один пресвитер,
по имени Реституг. Когда, бывало, ему вздумается (а
порою и по просьбе других), он под звуки, подражающие
плачу, до такой степени отвлекался от всяких телесных
чувств, что его можно было щипать и колоть, и даже
жечь огнем — он не чувствовал никакой боли, разве что
после, от нанесенных ран. Причем, говорят, в этом сос­
тоянии он переставал даже дышать. Голоса же людей, как
он рассказывал впоследствии сам, он слышал, но как бы
звучащими издалека.
Итак, если и в настоящее время у некоторых людей,
проводящих эту жалкую жизнь в тленной плоти, тело во
многих движениях сверх обычной меры проявляет удиви­
тельную покорность, то какие у нас есть основания не
верить в то, что до греха и наказания за грех члены,
предназначенные для размножения потомства, могли по­
корно подчиняться человеческой воле безо всякой похоти?
44