Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
слова их некоторым образом и побудили пророка пред­
возвестить последний суд, на котором злые не будут даже
мнимо-блаженными, а окажутся с полной очевидностью
самыми несчастными, а добрые не потерпят никакого даже
временного бедствия, но будут наслаждаться ясным для
всех и вечным блаженством. Выше пророк приводил даже
такие слова из их речи: "Всякий, делающий зло, хорош
пред очами Господа, и к таким Он благоволит" (Мал. II,
17). К такому, говорю, ропоту пришли они, понимая закон
Моисеев в плотском смысле. Отсюда и держащий речи в
псалме семьдесят втором говорит, что он едва удержал во
власти ноги свои, едва сдержал стоны свои, от падения,
конечно, потому что явилась в нем ревность к грешникам
при виде мира беззаконных; так что он даже говорил:
"Как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?" (Пс.
LXXII, 11). Говорил также: "Не напрасно ли я очищал
сердце мое, и омывал в невинности руки мои?" (Пс.
LXXII, 13). Относительно разрешения этого труднейшего
вопроса, возникающего при виде добрых несчастными и
злых счастливыми, он прибавляет: "Это трудно было в
глазах моих, доколе не вошел я во святилище Божие и
не уразумел конца их" (Пс. LXXII, 16, 17). На последнем
суде, действительно, будет не так: открытое бедствие не­
праведных и открытое счастье праведных покажет далеко
не то, что теперь.
Глава XXIX
После увещания иудеям помнить закон Моисеев, так
как предвидел задолго, что они будут понимать его не в
смысле духовном, пророк тотчас же прибавляет: "Вот, Я
пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня
Господня, великого и страшного. И он обратит сердца
отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я при-
шед не поразил землю проклятием" (Мал. IV, 5, 6).
Величайшее торжество на устах и в сердцах верных сос­
тавляет то, что в последнее время перед судом иудеи
уверуют в истинного Христа, т. е. в нашего Христа, когда
437