Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/438"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
служащим Богу и неслужащим Ему. Ибо вот, придет день,
пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие
нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день,
говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни
корня, ни ветвей. А для вас, благоговеющие пред именем
Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его,
и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные; и будете
попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами
ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Господь
Саваоф" (Мал. III, 17 — 18; IV, 1 — 3). Когда это раз­
личие в виде наград и казней, разделяющее праведных от
неправедных, не заметное под теперешним солнцем в суете
настоящей жизни, обнаружится под тем солнцем правды
с открытием той жизни, тогда действительно будет суд,
какого никогда не было.
Глава XXVIII
Тот же пророк прибавляет далее: "Помните закон
Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хори-
ве для всего Израиля" (Мал. IV, 4). После указания на
великое будущее различие между исполнителями закона и
презрителями его, он вполне уместно напоминает им о
повелениях и оправданиях; между прочим и для того,
чтобы научились они понимать закон духовным образом
и открыли в этом законе Христа, суд Которого должен
провести это различие между исполнителями и презри­
телями закона. Ибо не напрасно тот же Господь говорит
иудеям: "Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и
Мне, потому что он писал о Мне" (Иоан. V, 46). Пони­
мая закон в плотском смысле и не зная, что земные обе­
тования суть только образы вещей небесных, они дошли
до такого ропота, что осмелились говорить: "Тщетно слу­
жение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановле­
ния Его и ходили в печальной одежде пред лицем Госпо­
да Саваофа? И ныне мы считаем надменных счастливыми:
лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя иску­
шают Бога, но остаются целы". (Мал. III, 14, 15). Эти
436