Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/437"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
душе святых будет тогда та чистота, образом которой
служили тела этих жертв.
Потом, относительно тех, которые достойны не очи­
щения, а осуждения, Он говорит: "И приду к вам для
* суда и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев,
и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у
наемника, притесняют вдову и сироту и отталкивают
пришельца, и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф.
Ибо Я — Господь, Я не изменюсь". Последними слова­
ми Он как бы говорит: "Тогда как вас изменила к худше­
му ваша вина, а к лучшему — Моя благодать, сам Я не
изменяюсь". Говорит же о Себе как о будущем свидете­
ле (обличителе) потому, что на суде Своем в свидетелях
нуждаться не будет; и называет Себя свидетелем скорым
или потому, что придет внезапно, и суд Его, казавшийся
крайне медлительным, совершится весьма быстро при не­
ожиданности самого пришествия Его; или потому, что Он
обличит сами совести безо всякого продолжительного раз­
глагольствования. "В совести (помышлениях), — как гово­
рит Писание, — будет истязание нечестивого" (Прем. I,
9). И апостол говорит: "Дело закона у них написано в
сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их,
то обвиняющие, то оправдывающие одна другую, — в
день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить
тайные дела человеков чрез Иисуса Христа" (Рим. П, 15,
16). И в том смысле Господь будет свидетелем скорым,
что немедленно воспроизведет в памяти то, чем обличит
и казнит совесть.
Глава XXVII
К последнему же суду относится и то место из этого
пророка, которое я привел по другому поводу в книге
восемнадцатой. Пророк говорит там: "И они будут Мои­
ми, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот
день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует
человек сына своего, служащего ему. И тогда снова уви­
дите различие между праведником и нечестивым, между
435